МБОУ "СОШ № 57"
г. Ижевск

Противодействие коррупции

Истоки школьной коррупции:

1. Недостаточное бюджетное финансирование. Естественное
стремление обеспечить более комфортные условия обучения и
воспитания, сделать школу более конкурентноспособной заставляет
ее администрацию изыскивать дополнительные материальные
ресурсы. При этом легче всего использовать пути наименьшего
сопротивления – организовать сборы средств родителей в фонд
школы: т.н. вступительные взносы при поступлении в школу,
принуждение к благотворительности, сборы на охрану, на ремонт, на
приобретение мебели и т.д. Как правило, деньги собираются налом, а
наличие «живых» денег обычно чревато соблазнами.

2. Использование коррупционной составляющей действующего
законодательства об образовании. Например, законодательством
не запрещается привлечение для целей образования на
добровольной основе спонсорской помощи, средств родителей,
организаций, предприятий. Администрация школы использует
данный факт для будто — бы добровольных взносов, которые
фактически являются обязательными. Обычно сборы
осуществляются по классам классными руководителями, сдаются
иногда директору школы или другим лицам, хранятся наличкой или в
сейфе директора, или в бухгалтерии, не приходуются, квитанции
родителям не выдаются, отчет об их расходовании до сведения
родителей не доводится. Установить, было ли присвоение или нет,
как правило, не представляется возможным.

3. Декларативный характер положения законодательства о
равнодоступности качественного образования. С 1992 года
образование перестало называться народным. Говорят, как корабль
назовешь, так он и поплывет. Родители, имеющие достаточные
доходы, отдают своих детей в более престижные школы, отправляют
учиться за границу, нанимают репетиторов… Они же могут оказать
школе и большую материальную поддержку, тем самым способствуя
росту ее конкурентноспособности. Желающих поступить в такую
школу становится больше ее возможностей. Создаются условия для
одних дать, а для других взять.

4. Перенесение рыночных отношений в образовательную среду.
Постановка перед школой задачи обеспечить выполнение работ и
услуг переносит образовательный процесс в сферу производственных
отношений. В бизнесе главное – прибыль. А тут, как говорится, все
средства хороши, в т.ч. и коррупция.

Принципы противодействия коррупции 

1. Достаточное финансовое обеспечение образования. В
последнее время в этом направлении делаются определенные шаги как на
уровне федеральных, так и региональных органов власти. Стараются в
этом направлении и муниципалитеты. В школы поступает новое
оборудование, особенно цифровые средства обучения, повышается
зарплата педработников, ремонтируются школьные помещения и т.д.
Конечно, желательно иметь большую поддержку. Но и на эти средства
жить можно. Главное – надо научиться жить по средствам. Хочешь
жить лучше – зарабатывай, благо закон № 83-ФЗ предоставляет такую
возможность: вся прибыль, полученная школой от приносящей доход
деятельности, теперь остается у учреждения, если оно является
бюджетным или автономным. В таком случае не потребуется облагать
родителей данью и меньше соблазнов.

2. Обеспечение достойной зарплаты учителю не за счет
интенсификации труда (увеличения учебной нагрузки), а за качество
работы. Действующая система оплаты труда в настоящее время позволяет
реализовывать этот принцип, надо только умело им пользоваться.

3. Достижение каждой школой высокого уровня реализации
государственных образовательных стандартов (при наличии
соответствующих материальной базы и кадров) на основе качественного
выполнения муниципального задания. В этом случае каждая школа дает
выпускнику качественное образование в объеме стандарта и тем самым
обеспечивается его равнодоступность. Т.о. родителю не надо будет
предлагать взятку при выборе школы — любая школа дает качественное
образование. Всё остальное, сверх стандарта, обеспечивается по желанию
родителя за счет дополнительных образовательных услуг, в т.ч. и платных.
При этом учащимся следует предоставить право получать их не только в
своей школе (разрешить школе комплектовать группы из учащихся разных
школ).

4. Создание профильных школ (общеобразовательных,
гуманитарных, математических, технологических, естественных,
художественных и т.д.) в составе старших классов, школ для одаренных
детей. При этом соблюдается установленный законодательством принцип
равного права на выбор родителями образовательного учреждения.
Возможности этого заложены в законодательстве об образовании – в
школах введено профильное обучение.

5. Помощь родителей школе должна осуществляться только на
добровольной основе в строгом соответствии с действующим
законодательством: через банковские счета, добровольные
пожертвования, дарение, благотворительные взносы с оформлением
соответствующих документов. При этом обеспечиваются подотчетность,
контроль дарителя, возможность влияния на школу.

6. Введение в школах тьюторов, решительно пресекая случаи
репетиторства учителей с учащимися своей школы.

7. Усиление контроля администрации за объективностью оценки
знаний обучающихся.

8. Минимизация рыночных отношений в образовании. Школа
— это там, где учат.

9. Повышение ответственности Учредителя за качество работы
образовательных учреждений.

10. Усиление роли общественного управления школой:
управляющих, наблюдательных советов, родительских комитетов,
поставив под их контроль финансовые потоки в учреждении. Потребовать
от школы предоставления ежегодного публичного финансового отчета
перед участниками образовательного процесса, в т.ч. на сайте школы.

Стали свидетелем коррупции?

Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции

Документы не выбраны

Антикоррупционная экспертиза

Информация о подготовке Министерством науки и высшего образования Российской Федерации проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, а также о результатах проведения независимой антикоррупционной экспертизы размещается на официальном сайте www.regulation.gov.ru в сети «Интернет».

Заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы в форме документа в электронном виде на подготовленные Министерством науки и высшего образования Российской Федерации проекты нормативных правовых актов, размещенные для проведения независимой антикоррупционной экспертизы на официальном сайте www.regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», просим направлять на электронную почту Министерства науки и высшего образования Российской Федерации: expreg@minobrnauki.gov.ru

Методические материалы

Специализированный информационно-методический ресурс по вопросам
противодействия коррупции на базе федеральной государственной информационной
системы «Единая информационная система управления кадровым составом
государственной гражданской службы Российской Федерации»

Документы не выбраны

Формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения

Специальное программное обеспечение «Справки БК», размещенное на официальном
сайте государственной информационной системы в области государственной службы

Документы не выбраны

Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационная комиссия)

Документы не выбраны

Обратная связь для сообщений о фактах коррупции

Прием и запись обращений по «телефону доверия» осуществляется ежедневно, кроме
выходных и праздничных дней, по следующему графику:
с понедельника по четверг – с 9.00 до 18.00 часов по московскому времени;
в пятницу с 9.00 до 16.45 часов по московскому времени.

Обращаем внимание на то, что статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации
предусмотрена уголовная ответственность за заведомо ложный донос о совершении преступления.

Документы не выбраны