Истоки школьной коррупции:
1. Недостаточное бюджетное финансирование. Естественное
стремление обеспечить более комфортные условия обучения и
воспитания, сделать школу более конкурентноспособной заставляет
ее администрацию изыскивать дополнительные материальные
ресурсы. При этом легче всего использовать пути наименьшего
сопротивления – организовать сборы средств родителей в фонд
школы: т.н. вступительные взносы при поступлении в школу,
принуждение к благотворительности, сборы на охрану, на ремонт, на
приобретение мебели и т.д. Как правило, деньги собираются налом, а
наличие «живых» денег обычно чревато соблазнами.
2. Использование коррупционной составляющей действующего
законодательства об образовании. Например, законодательством
не запрещается привлечение для целей образования на
добровольной основе спонсорской помощи, средств родителей,
организаций, предприятий. Администрация школы использует
данный факт для будто — бы добровольных взносов, которые
фактически являются обязательными. Обычно сборы
осуществляются по классам классными руководителями, сдаются
иногда директору школы или другим лицам, хранятся наличкой или в
сейфе директора, или в бухгалтерии, не приходуются, квитанции
родителям не выдаются, отчет об их расходовании до сведения
родителей не доводится. Установить, было ли присвоение или нет,
как правило, не представляется возможным.
3. Декларативный характер положения законодательства о
равнодоступности качественного образования. С 1992 года
образование перестало называться народным. Говорят, как корабль
назовешь, так он и поплывет. Родители, имеющие достаточные
доходы, отдают своих детей в более престижные школы, отправляют
учиться за границу, нанимают репетиторов… Они же могут оказать
школе и большую материальную поддержку, тем самым способствуя
росту ее конкурентноспособности. Желающих поступить в такую
школу становится больше ее возможностей. Создаются условия для
одних дать, а для других взять.
4. Перенесение рыночных отношений в образовательную среду.
Постановка перед школой задачи обеспечить выполнение работ и
услуг переносит образовательный процесс в сферу производственных
отношений. В бизнесе главное – прибыль. А тут, как говорится, все
средства хороши, в т.ч. и коррупция.